Еврейская община Крыма имеет очень древнюю историю. Существуют археологические памятники, подтверждающие пребывание евреев на Крымском полуострове еще со II в. до н.э. Первые еврейские общины появляются в городах Боспорского царства в восточном Крыму и в Херсонесе. В позднеантичное и раннесредневековое время евреи проживали и в других населенных пунктах Крыма: в окрестностях Бахчисарая (у села Вилино на р. Альма и в Доросе-Мангупе), на южном берегу Крыма (Алушта, Партенит, Карасан) и в восточном Крыму (Судак, Старый Крым).

Евреи, по разным причинам, стекались на полуостров из многих стран и регионов мира. Среди них были эмигранты, переезжавшие в Крым из Византии, Персии, Кавказа, Средней Азии, Руси, Испании, Португалии, Италии, Германии, Польши и некоторых других мест Европы и Азии.

Еврейские поселенцы основывали здесь свои религиозные общины и братства, в свою очередь, помогая вновь прибывшим обосноваться в Крыму.

В начале XVI в. крупнейшим раввинистским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 г. строится синагога.

В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к Российской империи. В 1791 г. Симферополь , как и весь Крым , был включен в перечень территорий, где разрешалось постоянное проживание евреев. После Крымской войны 1853–56 гг. приток евреев в Симферополь существенно возрос, и к 1897 г. в городе проживало 8951 евреев-раббанитов (18,2% всего населения). Только на территории Симферополя насчитывалось 12 синагог. Одна из самых старейших(XVIII в.) находилась на ул. Малофонтанной 15. В 1881 году в самом центре города на ул. Салгирной (ныне Кирова) возвели Хоральную синагогу. Большой двусветный зал с балконом для молящихся женщин. Закрыли ее 90 лет назад. Сохранилась докладная записка в Совет народных комиссаров СССР, датированная 20 июля 1923 года. «В апреле 1923 года закрыта в Симферополе главная Хоральная синагога. Вместительность трёх небольших молитвенных домов, оставшихся незакрытыми, ничтожна, так что для симферопольских евреев отправление культа стало невозможным. Синагога закрыта и ни для каких целей не используется». Записке вняли и здание открыли... как клуб работников промышленной кооперации. В 1965 году случился пожар. Внутреннее убранство сгорело, но стены выдержали. Окончательно здание снесли лишь в 1975 году, во время реконструкции этой части города. При еврейской больнице на Больничном переулке на втором этаже также была синагога для больных и посетителей. Также известны синагоги «Егиа — Капай» (ул. Фонтанная, 17), «Эц-Хаим» (ул. Малобазарная, 46), «Бейт-Яков» (ул. Мечетная, 32). Синагога «Нер Томид»(Неугасимая свеча) на ул Сергеева_Ценского после долгих перипетий действует и сейчас. Проект здания «Нер-Томид» был одобрен 10 марта 1893 г. строительным отделением Таврического Губернского правления . Вероятная дата окончания строительства — 1894 г. Здание каменное, прямоугольное в плане (19,1x12,8 м) , с небольшим ризалитом по главному фасаду. Двухъярусное. Двухсветное. Крыша вальмовая, стропильной конструкции, деревянная. Стены сложены из тесаного, пиленого и бутового камня на известковом растворе. Большую часть площади занимал молельный зал с П-образными хорами (на металлических опорах). В начале 20-х гг. на территории Крымской АССР началась перерегистрация приходов всех конфессий. Процесс регламентировался рядом нормативно-административных декретов, указов, актов и положений. Для регистрации обязательно требовалась группа граждан в составе 20 человек. Эта так называемая «двадцатка» становилась коллективным юридическим лицом, выступающим от имени всех верующих прихода.

В декабре 1922 г. был заключен договор о передаче верующим в бесплатное пользование здания синагоги «Нер-Томид». Он был составлен между прихожанами и административно-организационным управлением НКВД.

 

В начале XX в. в Симферополе жили примерно 9300 евреев (15% всего населения города); они занимались главным образом торговлей и ремеслами. Еврейским предпринимателям принадлежали несколько табачных фабрик и типографий. В Симферополе работали две школы талмуд-тора (для ашкеназов и крымчаков; объединились в 1910 г.), мужское и женское еврейское начальное училища (первое с ремесленным отделением), еврейская больница (основана в 1853 г.), Общество помощи бедным евреям, созданное в 1898 г. члены еврейской общины в 1906 г. выпускали газету «Молот».

Вот что писал в свое время о симферопольских евреях городской голова:

«Благодаря только своей благотворительности и готовности подчиниться всякому сбору на необходимые общественные надобности имеют Синагогу, молитвенные дома, больницу, две Талмуд-Торы, кладбище, имеют раввина, его помощника и богадельню для престарелых. Материальная поддержка, оказываемая ими своим бедным единоверцам, заслуживает подражания. Каждое бедное семейство получает ежегодное пособие в 50 руб., кроме того, на Пасху все снабжаются из общественной кассы; во все субботы и праздники евреи-солдаты как войск, расположенных в Симферополе, так и прибывающих из разных мест, снабжаются субботнею пищей на средства той же общины»

В годы 1-й мировой войны и гражданской войны в Симферополь прибыло значительное число беженцев с Украины, из Белоруссии, Литвы, а позднее — и из центральных и южных районов России. После февральской революции 1917 г. представители еврейских партий вошли в состав симферопольского совета. Для предотвращения погромов в Симферополе был сформирован еврейский батальон, однако в январе 1918 г. большевики, захватившие власть в городе, распустили батальон и вывели из городского совета депутатов от еврейских партий. В сентябре 1918 г. в Симферополе состоялся съезд еврейских общин Крыма; на нем был создан краевой комитет этих общин, во главе которого встал Д. Пасманик. В конце 1918 г. вышло несколько номеров газеты «Еврейская община». В ноябре 1918 г. – апреле 1919 г. в Симферополе действовало «краевое правительство», премьер-министром которого был караим С. Крым, министром внешних сношений М. Винавер. В этот период небольшие группы евреев (в основном члены молодежных сионистских организаций) начали переселяться из Симферополя в Эрец-Исраэль. В 1919–21 гг. в Симферополе находились центральные органы объединения еврейских кооперативов «Ахва».

В 1920–30-е годы, с разрешения советской власти и при финансовой поддержке созданной в 1924 году компании «Агро-Джойнт», проходит массовая еврейская колонизация Крыма. С 1925 года переселением евреев в Крым занимался также КомЗЕТ – Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР. В результате в северный Крым в 1920–30-е годы приехало несколько тысяч евреев, основавших там десятки еврейских колхозов. В них процветала культурная жизнь, действовали школы с преподаванием на идише, функционировали синагоги и молельные дома.

Накануне войны в Крыму жило более 58 000 евреев-ашкеназов, около 7 000 крымчаков. 31 октября 1941 г. Симферополь заняли германские войска. Гитлеровские методы по отношению к евреям здесь мало чем отличались от других оккупированных территорий. Все евреи, не сумевшие к этому времени эвакуироваться (около четырнадцати тысяч человек), были расстреляны 11–14 декабря того же года. Всего в Симферополе и его окрестностях нацисты уничтожили 23 325 евреев. По некоторым данным, общее число убитых в Крыму евреев к моменту освобождения полуострова от рук оккупантов в апреле-мае 1944 года составляет около 40 000. Это значит, что фактически все проживавшие в Крыму и не успевшие эвакуироваться до прихода нацистов евреи были убиты. Таким образом, в оккупированном нацистами Крыму была полностью воплощена бесчеловечная политика гитлеровского решения «еврейского вопроса». В апреле – мае 1944 года Крым был освобожден от оккупационных войск. В июне 1944-го в Крыму осталось всего ... 499 евреев и крымчаков.

После войны часть эвакуированных из Симферополя евреев вернулась в город; была восстановлена община. По данным переписей, в 1959 г. численность еврейского населения Симферополя составляла 11 040 человек, в 1970 г. — 10 948, в 1979 г. — 10 335, в 1989 г. — 8362 человека; евреи жили также в колхозах, расположенных недалеко от города. В конце 1960-х гг. в Симферополе оставалась одна синагога на ул.Краснознаменной, где власти разрешали выпечку мацы.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в Симферополе начали легально действовать различные еврейские организации — Крымское общество еврейской культуры «Зибн лихт» (основано в июне 1989 г.), молодежный культурный центр, музыкальный ансамбль «Хаверим». Были образованы кружки по изучению иврита и идиш. С октября 1990 г. стала выходить газета «Шолэм». В мае 1991 г. в Симферополе прошли дни еврейской культуры в Крыму. В декабре 1992 г. в городе была основана Еврейская община Крыма, которую возглавил Гефтер. В 1994 г. В Крым прибыл раввин Ицхок Меир Липшиц и создал общину «Хабад Любавич». В 1999 году создан благотворительный центр «Хесед-Шимон», издается газета «Хаверим». В 2014 году был создан Всекрымский Еврейский Конгресс /ВЕК/.

В настоящее время еврейская община города насчитывает около 7000 человек.

В 2017 году Главным раввином г. Симферополя был избран Йехезкель Лазар.

Йехезкель (Хези) Лазар родился 18 июля 1992 года в семье Главного Раввина России Берл Лазара. Окончив Московскую Еврейскую школу, в 13 лет поступил в ешиву «Томхей Тмимим» в Москве, после поехал в Израиль и 3 года учился там. Окончив обучение в Израиле, поехал на учебу в Нью Йорк в Центральную ешиву «ХаБаД» (770). В 2014 году начал обучение на раввина в Москве и закончил в Нью Йорке. Через 3 года обучения на раввина, Йехезкель Лазар получил «смиху» («смиха»- документ, подтверждающий присвоение звания раввина, а также круг его полномочий).

С 2014 года раввин интенсивно посещал Крым, участвовал в Еврейских праздниках на территории Крыма и приезжал с визитом на "Мицва-танке" с молодыми раввинами.

В 2016 году создал семью, женился на Хае Мушке Гольдшмид . Хая Мушка так же из известной раввинской семьи из Израиля, ее отец Яков Гольдшмид рош-ешива в Кфар-Хабаде. 6 июня 2017 года родилась дочь Кени и 26 мая 2018 года родилась дочь Рахель.

В планах раввина активация еврейской жизни в Симферополе, строительство общинного центра, открытие школы и детского сада и еще многое другое, что обеспечит доступность всех аспектов еврейской жизни.