СУББО́ТА (שַׁבָּת, шабат, связано с корнем швт — `покоиться`, `прекращаться`, `воздерживаться`), седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Б-г сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился (шават ми-кол мелахто), благословив и освятив его. Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Торе, в ответ на ропот голодных израильтян Б-г дал им ман; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который ман не будет ниспослан; и Моше возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота». Суббота — праздничный день, и в этот день следует есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к субботе, даже если у него есть люди, которые могли бы сделать все приготовления. С наступлением субботы читается киддуш, а по ее исходе —авдала; оба чтения совершаются над чашей вина. В честь субботы следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни. Перед наступлением субботы хозяйка дома зажигает по меньшей мере две свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний», а другая — «блюди день субботний». К каждой трапезе на стол кладутся два целых хлеба ( Хала ), покрытые салфеткой, — в память о двойной порции мана. Перед чтением киддуша родители благословляют детей. Во время праздничной трапезы поют особые застольные песнопения ( змирот). Если есть возможность, следует приглашать гостей к субботнему столу. Синагогальная служба в субботу следует особому порядку.